Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
РЕАЛИЗМ
Р., понимаемый как тенденция развития мирового искусства, предполагает стилевое многообразие и имеет свои конкретно-исторические формы: наивное жизнеподобие наскальных изображений древнейших человеческих коллективов, идеализация античного искусства, одухотворенность и одновременно «натурализм» поздней готики и т. д. Особенно интенсивно развивался Р. в искусстве Возрождения, от которого (через стадии голландской, фламандской, испанской, французской живописи 17 в., «просветительского Р.» 18 в.) тянутся нити к Р. 19 в., когда возникло само понятие Р. (сформулировано в литературе Шанфлёри, в изобразительном искусстве Гюставом Курбе). Р. искусства 19—20 вв. отмечен социальной направленностью, многомерным изображением существенных сторон общественного бытия, правдивостью в деталях наряду с типическими обобщениями, страстностью, пафосом в отстаивании авторского идеала. Вместе с тем наряду с несомненными достижениями Р. 19 в. имеет свои слабые стороны по сравнению с Р. более ранних эпох (напр., иллюстративность, свойственная некоторым мастерам бытового жанра и особенно их последователям в 20 в.). В истории искусства существуют переходные художественные явления, которые отличает противоречивое единство реалистических и нереалистических черт. Так, напр., в кон. 19 в. Р. не всегда успешно дистанцировался от натурализма, хотя по самому своему понятию он во многом противоположен ему. В современной эстетике и искусствознании отсутствует окончательно установленое определение Р., его хронологических рамок. В западном искусствознании Р. нередко соотносится или даже отождествляется с натурализмом. Среди отечественных эстетиков и искусствоведов распространена точка зрения, в соответствии с которой развитие Р. либо ограничивается определенным художественным течением 19 в., либо расширяется до эпохи Просвещения. В этом случае Р. толкуется не как имманентное искусству свойство, а как определенное локальное художественное явление. Р. в искусстве часто связан с демократическим, иногда даже революционно-радикальным мировоззрением, но эта связь осложняется реальными обстоятельствами времени. |
РАБАД РАБАТ РАВДА РАВНОВЕСИЕ РАГА РАДЭН РАЗВОРОТ РАЗВОРОТНЫЙ ТИТУЛ РАЗЖИЖИТЕЛЬ РАЗМЫВКА РАЗОРВАННЫЙ ФРОНТОН РАЗРЕЗ РАЙХАН РАКА РАКУРС РАМА РАМПА РАППОРТ РАСКРЕПОВАННЫЙ ФРОНТОН РАСКРЕПОВКА РАСПАЛУБКА РАСПИСНАЯ ЭМАЛЬ РАСТВОРИТЕЛЬ РАСТИТЕЛЬНЫЕ КРАСКИ РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ РАСТР РАСТУШЁВКА РАСТУШКА РАСЧИСТКА РАТУША РАТХА РАЦИОНАЛИЗМ РАШПИЛЬ РЕАЛИЗМ РЕВЕРС РЕГАЛИИ РЕГЕНЕРАЦИЯ РЕГИОНАЛИЗМ РЕГИСТАН РЕГУЛЫ РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК РЕДИ-МЕЙД РЕЗЕРВАЖ РЕЗЕЦ РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА РЕЗЬБА РЕЙСФЕДЕР РЕКВИЗИТ РЕКОНСТРУКЦИЯ РЕЛИКВАРИЙ РЕЛЬЕФ РЕМАРКИ РЕМЕСЛО РЕНЕССАНС РЕПЛИКА РЕПРОДУКЦИОННАЯ ГРАВЮРА РЕПРОДУКЦИЯ РЕСТАВРАЦИЯ РЕТАБЛО РЕТРУССАЖ РЕТУШЬ РЕФЛЕКС РЕФТЬ РИБАТ РИВАК РИДЖИОНАЛИЗМ РИЗАЛИТ РИЗНИЦА РИЙЯД РИКА РИМСКАЯ МОЗАИКА РИПИДА РИСУНОК РИТМ РИТОН РИЯД РОГ РОГ ИЗОБИЛИЯ РОЗА РОЗЕТКА РОКАЙЛЬ РОКОКО РОЛЬВЕРК РОМАНСКИЙ СТИЛЬ РОМАНТИЗМ РОМАНТИКА РОСПИСЬ РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ РОСТРА РОСТРАЛЬНАЯ КОЛОННА РОТОНДА РУИНА РУЛЕТКА РУССКАЯ МОЗАИКА РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РУССКИЕ СОСУДЫ РУССКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЛАКИ РУССКИЙ КАМЕНЬ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ РУССКИЙ СТИЛЬ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КОВРОДЕЛИЕ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КРУЖЕВО РУССКОЕ НАРОДНОЕ УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО РУСТ РУСТИКА РЫБИЙ ПУЗЫРЬ |