Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА
Сохранившиеся образцы русского средневекового шитья — церковные одежды, лицевые пелены и плащаницы — принадлежат к шедеврам декоративного искусства. Основные элементы узора русской крестьянской вышивки восходят к глубокой древности Вышивка выполнялась крестьянками по счету нитей ткани, по сетке из выдернутых в ткани нитей по основе и утку или по целой ткани — росписью, крестом, счетной гладью, набором. На Севере России до сер. 19 в. была распространена роспись (полукрест) - двухсторонний шов с красным узором (линейные стежки) по белому фону; в центре изображалась женская фигура или древо, по бокам — всадники или птицы. В Калужской, Смоленской, Тульской, Орловской, Рязанской губ. чаще всего использовалась цветная перевить: белые фигуры орнамента на фоне сквозной сетки, перевитой красной нитью, с редким включением других цветов (узор гл. обр. геометрический). В Вологодской, Ярославской, Костромской, Новгородской губ. вышивали в основном белой строчкой, с введением цветных нитей в разнообразные узоры (в 17 в. появился пышный растительный орнамент). В 19 в. во многих губерниях России крестьянская вышивка из домашнего рукоделия была преобразована в кустарные промыслы (златошвейный промысел в Торжке, крестецкий строчевой промысел в Новгородской губ., многочисленные очаги Р. н. в. во Владимирской губ.). Известными центрами Р. н. в. и в наше время остаются Крестецкий район Новгородской обл., ряд районов Ивановской, Рязанской, Тверской обл., Мстёра во Владимирской обл., Таруса в Калужской обл. Особенно распространена белая строчка. В крестецком промысле строчка отличается рельефностью геометрического узора (плотно перевитые нити по редкой сетке). В Нижегородской обл. сложился особый вид Р. н. в. — «нижегородский гипюр», напоминающий тонкое кружево с зубчатым очертанием каемок и четким делением на фон и орнамент. В белых строчевых вышивках часто присутствуют белая гладь и обводы из цветных нитей, что обогащает фактуру вышивки. В Рязанской обл. вышивки очень разнообразны по технике и узору: белая строчка, двойная перевить, крест, цветная перевить. Вышивка Тарусы отличается красочностью и живописностью крупного узора. Особое место среди центров Р. н. в. занимает Мстёра белая гладь здесь выполняется «белым по белому» на тонком шелке и батисте и состоит из тончайших сеток и стягов в сочетании с плотным растительным узором. В Торжке сохранился известный с 13 в. единственный в России центр золотого шитья. |
РАБАД РАБАТ РАВДА РАВНОВЕСИЕ РАГА РАДЭН РАЗВОРОТ РАЗВОРОТНЫЙ ТИТУЛ РАЗЖИЖИТЕЛЬ РАЗМЫВКА РАЗОРВАННЫЙ ФРОНТОН РАЗРЕЗ РАЙХАН РАКА РАКУРС РАМА РАМПА РАППОРТ РАСКРЕПОВАННЫЙ ФРОНТОН РАСКРЕПОВКА РАСПАЛУБКА РАСПИСНАЯ ЭМАЛЬ РАСТВОРИТЕЛЬ РАСТИТЕЛЬНЫЕ КРАСКИ РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ РАСТР РАСТУШЁВКА РАСТУШКА РАСЧИСТКА РАТУША РАТХА РАЦИОНАЛИЗМ РАШПИЛЬ РЕАЛИЗМ РЕВЕРС РЕГАЛИИ РЕГЕНЕРАЦИЯ РЕГИОНАЛИЗМ РЕГИСТАН РЕГУЛЫ РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК РЕДИ-МЕЙД РЕЗЕРВАЖ РЕЗЕЦ РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА РЕЗЬБА РЕЙСФЕДЕР РЕКВИЗИТ РЕКОНСТРУКЦИЯ РЕЛИКВАРИЙ РЕЛЬЕФ РЕМАРКИ РЕМЕСЛО РЕНЕССАНС РЕПЛИКА РЕПРОДУКЦИОННАЯ ГРАВЮРА РЕПРОДУКЦИЯ РЕСТАВРАЦИЯ РЕТАБЛО РЕТРУССАЖ РЕТУШЬ РЕФЛЕКС РЕФТЬ РИБАТ РИВАК РИДЖИОНАЛИЗМ РИЗАЛИТ РИЗНИЦА РИЙЯД РИКА РИМСКАЯ МОЗАИКА РИПИДА РИСУНОК РИТМ РИТОН РИЯД РОГ РОГ ИЗОБИЛИЯ РОЗА РОЗЕТКА РОКАЙЛЬ РОКОКО РОЛЬВЕРК РОМАНСКИЙ СТИЛЬ РОМАНТИЗМ РОМАНТИКА РОСПИСЬ РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ РОСТРА РОСТРАЛЬНАЯ КОЛОННА РОТОНДА РУИНА РУЛЕТКА РУССКАЯ МОЗАИКА РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РУССКИЕ СОСУДЫ РУССКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЛАКИ РУССКИЙ КАМЕНЬ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ РУССКИЙ СТИЛЬ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КОВРОДЕЛИЕ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КРУЖЕВО РУССКОЕ НАРОДНОЕ УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО РУСТ РУСТИКА РЫБИЙ ПУЗЫРЬ |