Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ
В 1930-х гг. естественное бытование крестьянского костюма было прервано в условиях коллективизации. Однако начиная с 1970-х гг. интерес к традиционной народной одежде необычайно возрос. Во многих деревнях Архангельской, Курской, Воронежской, Белгородской, Брянской, Нижегородской и других областей, а также в старообрядческих поселениях и казачьих станицах Р. н. к. вновь стал выполнять роль праздничной и ритуальной одежды. Различия природных и социально-экономических условий на огромной территории России стали причиной большого разнообразия локальных художественных особенностей Р. н. к. При этом всем его типам свойственна семантическая и образная национальная общность в социально исторических условиях, мировоззрении русских крестьян, в их творческих установках, в исторических закономерностях художественного процесса. К общим признакам Р. н. к. относятся: материал (холст, сукно), крой (прямой, иногда расклешенный), подобие составных частей, значительная длина и полнота одежд, обилие украшений, сложность символики и образного содержания, выражающих магически-религиозное, историческое и экологическое сознание русского крестьянства. Р. н. к., как вообще крестьянская одежда, защищал от зноя и холода, отличался удобством, во всех обстоятельствах имел жизненный смысл, выполнял важную ритуальную роль в обрядах и праздниках. Наибольшей эстетической ценностью обладали женские празднично-ритуальные костюмы; они наиболее пышно декорировались, были насыщены символикой, отличались ярко выраженной национальной самобытностью. Из многообразия женской одежды можно выделить два основных типа: южнорусский (поневный) и северорусский (сарафанный). В южнорусский комплект входили рубаха, клетчатая понева — набедренная одежда типа юбки, пояс, передник, наплечная одежда типа укороченной рубахи, украшения и дополнения, головной убор «сорока», лапти либо кожаные сапоги, туфли. Северорусский комплект составляли рубаха, сарафан, пояс, душегрея, кокошник, украшения и дополнения, обувь. В Центр. России костюм был близок к северному, хотя встречались костюмы с южнорусскими чертами. Часть крестьянок южных губерний носила рубаху с однотонной или полосатой юбкой, пояс, кокошник или колпак (костюм однодворок) или комплекс с платьем-кубельком (костюм казачки Нижнего и Среднего Дона), в который кроме кубелька (платья типа татарского камзола), надеваемого на длинную туникооб разную рубаху с широкими рукавами, входили пояс, повойник, платок либо рогатая кичка или расшитый колпак, украшения и дополнения, узорные татарские сапоги или туфли, а иногда и штаны восточного типа. Согласно древнему обычаю, замужние крестьянки тщательно убирали свои волосы под головной убор. Девичьи головные уборы не закрывали темени и представляли собой жесткий обруч или мягкую повязку, которые скреплялись на затылке лентами. К концу 19 в. во многие места исконного бытования понёвы проникает сарафан, а сложные по составу женские головные уборы постепенно заменяются повойником и платком. На рубеже 19 — 20 вв. по всей России распространились «парочка» (комплект из юбки и кофты) или цельное платье, сшитые из фабричной ткани. К парочке надевали белые чулки и красные городские «полусапожки» на резинках, голову повязывали платком. Мужской костюм русских крестьян всегда отличался однотипностью и состоял из рубахи, пояса, штанов, кафтана, головного убора и обуви — лаптей или сапог. Детская одежда покроем и орнаментом почти полностью повторяла взрослую, но изготавливалась из более дешевых материалов и состояла из меньшего количества деталей. Деревенские мальчики и девочки ходили летом лишь в подпоясанных длинных рубахах из льняного или конопляного полотна. Подростки носили длинные рубахи или комплекты из рубахи с сарафаном (или юбкой) и рубахи со штанами. Характерной чертой Р. н. к. являлось одновременное бытование комплектов, сложившихся в разное время. Материал для Р. н. к. производился из природного сырья (растительных волокон, шерсти, шкур, стеблей растений и коры деревьев) и был обусловлен в основном окружающей природой и хозяйственными формами быта. Качество материала свидетельствовало о назначении костюма (для праздников, будней или работы), а также о степени зажиточности владельца. Структура и декоративное решение костюмного ансамбля во многом определялись фактурой, цветом и рисунком ткани. Крестьянская домоткань обладала разнообразием фактур (зернистая, ворсовая, матовая, рельефная, прозрачная и др.), сложностью текстильной технологии, гармоничностью цвета. Использовалось браное, закладное и ремизное узорное ткачество, ткань могла иметь естественный цвет сырья или окрашиваться натуральными (со 2-й пол. 19 в. — ализариновыми) красителями. Узорную ткань часто получали, используя разные по цвету нити основы и утка; распространена была и набойка. До кон. 19 в. в северных и центральных губерниях праздничная одежда из тканей фабричного производства использовалась чаще, чем на юге России. На рубеже 19 и 20 вв. дешевые яркие фабричные ситцы стали вытеснять из деревенского быта домоткань, заметно изменив крой и цвет народного костюма. В 1920— 1930-х гг. традиция узорного ручного ткачества в крестьянском быту постепенно угасла. Практичность народной одежды проявилась прежде всего в экономичности кроя, в котором модулем выступала ширина домоткани (47— |
РАБАД РАБАТ РАВДА РАВНОВЕСИЕ РАГА РАДЭН РАЗВОРОТ РАЗВОРОТНЫЙ ТИТУЛ РАЗЖИЖИТЕЛЬ РАЗМЫВКА РАЗОРВАННЫЙ ФРОНТОН РАЗРЕЗ РАЙХАН РАКА РАКУРС РАМА РАМПА РАППОРТ РАСКРЕПОВАННЫЙ ФРОНТОН РАСКРЕПОВКА РАСПАЛУБКА РАСПИСНАЯ ЭМАЛЬ РАСТВОРИТЕЛЬ РАСТИТЕЛЬНЫЕ КРАСКИ РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ РАСТР РАСТУШЁВКА РАСТУШКА РАСЧИСТКА РАТУША РАТХА РАЦИОНАЛИЗМ РАШПИЛЬ РЕАЛИЗМ РЕВЕРС РЕГАЛИИ РЕГЕНЕРАЦИЯ РЕГИОНАЛИЗМ РЕГИСТАН РЕГУЛЫ РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК РЕДИ-МЕЙД РЕЗЕРВАЖ РЕЗЕЦ РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА РЕЗЬБА РЕЙСФЕДЕР РЕКВИЗИТ РЕКОНСТРУКЦИЯ РЕЛИКВАРИЙ РЕЛЬЕФ РЕМАРКИ РЕМЕСЛО РЕНЕССАНС РЕПЛИКА РЕПРОДУКЦИОННАЯ ГРАВЮРА РЕПРОДУКЦИЯ РЕСТАВРАЦИЯ РЕТАБЛО РЕТРУССАЖ РЕТУШЬ РЕФЛЕКС РЕФТЬ РИБАТ РИВАК РИДЖИОНАЛИЗМ РИЗАЛИТ РИЗНИЦА РИЙЯД РИКА РИМСКАЯ МОЗАИКА РИПИДА РИСУНОК РИТМ РИТОН РИЯД РОГ РОГ ИЗОБИЛИЯ РОЗА РОЗЕТКА РОКАЙЛЬ РОКОКО РОЛЬВЕРК РОМАНСКИЙ СТИЛЬ РОМАНТИЗМ РОМАНТИКА РОСПИСЬ РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ РОСТРА РОСТРАЛЬНАЯ КОЛОННА РОТОНДА РУИНА РУЛЕТКА РУССКАЯ МОЗАИКА РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РУССКИЕ СОСУДЫ РУССКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЛАКИ РУССКИЙ КАМЕНЬ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ РУССКИЙ СТИЛЬ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КОВРОДЕЛИЕ РУССКОЕ НАРОДНОЕ КРУЖЕВО РУССКОЕ НАРОДНОЕ УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО РУСТ РУСТИКА РЫБИЙ ПУЗЫРЬ |