ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР
— жанр изобразительного искусства, посвященный историческим деятелям и событиям, общественно значимым явлениям в истории человечества. Обращенный в основном к прошлому, И. ж. включает также изображение недавних событий, историческое значение которых осознано совре менниками. И. ж. часто переплетается с другими жанрами — бытовым жанром (историко-бытовые сцены), портретом (изображение деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»). И. ж. особенно тесно смыкается с батальным жанром, когда он раскрывает исторический смысл военных событий. И. ж. находит воплощение как в станковых формах искусства (историческая картина, статуя, бюст, рисунок, эстамп), так и в монументальных формах (росписи, рельефы, памятники) и в миниатюрах, иллюстрациях, мелкой пластике (медали, монеты). Эволюция И. ж. во многом обусловлена накоплением исторических знаний, развитием исторических воззрений, а периоды его подъема связаны с критическими этапами истории, общественными потрясениями, ростом социального и национального самосознания. И. ж. зародился в глубокой древности, когда воспоминания о реальных исторических событиях (войнах, переселениях племен, формировании народов и государств) соединялись с фольклорным вымыслом и мифами. В странах Древнего Востока установились типы символических композиций (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством) и повествовательных циклов росписей и рельефов В скульптуре Древней Греции наряду с мифологическими образами, служившими отголоском реальных событий, возникли идеальные фигуры исторических героев («Тираноубийцы», 477 до н. э.); в Древнем Риме создавались рельефы со сценами военных походов и триумфов (колонна Траяна в Риме, ок. Ill—114). Битвы и походы изображались в китайских рельефах с первых веков н. э.; позже в китайской и японской живописи появились историко-быто вые сцены, с 15—16 вв. — в миниатюрах Ирана, Индии, Среднего Востока. В средневековой Европе исторические события находили отражение гл. обр. в миниатюрах хроник и летописей («Лицевой летописный свод» в России, 2-я пол. 16 в.), а также и в иконе («Церковь воинствующая», после 1552). Собственно И. ж. начал складываться в Европе с эпохи Возрождения (героические картины сражений Паоло Уччелло, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, Тинторетто); Андреа Мантенья и Пьеро делла Франческа создали идеальные героические образы античной истории. В 17—18 вв. классицизм и художественные академии выдвинули на первый план И. ж. как «высокий» жанр, включающий религиозные, мифологические, аллегорические и собственно исторические сюжеты. Это создало помпезный тип триумфальной композиции (Шарль Лебрен во Франции); вместе с тем великие художники Никола Пуссен, Жак Луи Давид во Франции, Диего Веласкес в Испании, Питер Пауэл Рубенс во Фландрии, Рембрандт в Голландии, Джованни Баттиста Тьеполо в Италии наполнили И. ж. драматическим содержанием, глубокой человечностью, высотой этических идеалов. В 18—нач. 19 вв. героические образы античной и национальной истории утвердились в русском искусстве (А. П. Лосенко, М. И. Козловский, И. П. Мартос, Ф. П. Толстой). В 19 в. новый этап в развитии И. ж. начался с возникновением романтизма, ощущением потока времени, зрелищем назревающих и разрешающихся конфликтов, трагических судеб народов и личностей, подъемом утопических ожиданий (Франсиско Гойя в Испании, Теодор Жерико, Эжен Делакруа, Франсуа Рюд во Франции, Альфред Ретель в Германии, К. П. Брюллов, А. А. Иванов в России). Реализм сер. и 2-й пол. 19 в., сопротивлявшийся волне салонных «костюмных» мелодраматических полотен (Поль Деларош, Тома Кутюр во Франции, Г. И. Семирадский в России), выдвинул несколько направлений: в т. ч. точное воскрешение повседневной жизни и характеров эпохи (Адольф Менцель в Германии, В. Г. Шварц в России) философское и психологическое осмысление исторических трагедий народов и индивидуальностей (Огюст Роден во Франции, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. М. Антокольский, В. В. Верещагин в России). На рубеже 19—20 вв. символизм изменил отношение к истории, видя в ней воплощение вечных тайн бытия, души народа, его надежд и верований (В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, М. А. Врубель, Н. К. Рерих в России, Пьер Пюви де Шаванн во Франции, Фердинанд Ходлер в Швейцарии, Эдуард Берн-Джонс в Англии). В искусстве нач. 20 в. обостряется интерес к старине как к источнику красоты и поэзии, лирических и гротескных образов (в России — В. А. Серов, А. П. Рябушкин, С. В. Иванов, художники группы «Мир искусства», С. Т. Коненков). В советском искусстве одно из ведущих мест заняла историко-революционная композиция, где события революции и гражданской войны выступали в 1920-х — нач. 1930-х гг. в романтическом и символическом ореоле (К. С. Петров-Водкин, А. А. Дейнека, Б. В. Иогансон, М. Б. Греков, И. Д. Шадр, А. Т. Матвеев), но позже нередко превращались в однообразные представления с вождями и послушными им толпами. Социальные движения 20 в., революции и войны, борьба с фашизмом вызвали подъем историко-революционной живописи, скульптуры, графики в разных странах мира (Кете Кольвиц, Фриц Кремер в Германии, Франс Мазереель в Бельгии, Диего Ривера в Мексике, Пабло Пикассо во Франции, Ренато Гуттузо в Италии). Вторая мировая война оживила интерес к героическому прошлому народов России (П. Д. Корин, А. П. Бубнов), а в 1960—1970-х гг. делались попытки обновить И. ж. романтикой образов или необычностью аспектов (Г. М. Коржев, Е. Е. Моисеенко, Т. Г. Назаренко). В 1980— 1990-х гг. постмодернизм обратил картины прошлого в неясные ностальгические видения, а соц-арт предал пародийному осмеянию воспоминания о революциях и триумфах.
|
|
ИВАН
ИГЛА
ИГРУШКА
ИДЕАЛ
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
ИДЕЙНОСТЬ
ИДЕОГРАММА
ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
ИДОЛ
ИЕРАТИЗМ
ИЕРОГЛИФ
ИЕРОГЛИФИЧЕСКИЙ АБСТРАКЦИОНИЗМ
ИЗБА
ИЗВАЯНИЕ
ИЗОБРАЖЕНИЕ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ИЗОГРАФ
ИЗОКЕФАЛИЯ
ИЗРАЗЦЫ
ИКОНА
ИКОНОБОРЧЕСТВО
ИКОНОГРАФИЯ
ИКОНОЛОГИЯ
ИКОНОПИСЬ
ИКОНОСТАС
ИКЭБАНА
ИЛЛЮЗИОНИЗМ
ИЛЛЮЗИЯ
ИЛЛЮЗОРНОСТЬ
ИЛЛЮМИНАЦИЯ
ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ
ИЛЛЮСТРАЦИЯ
ИМАМЗАДЕ
ИМИДЖ
ИМПЛЮВИЙ
ИМПОСТ
ИМПРЕССИОНИЗМ
ИМПРИМАТУРА
ИНДЕКС
ИНДИХЕНИЗМ
ИНИЦИАЛ
ИНКАРНАТ
ИНКРУСТАЦИОННЫЙ СТИЛЬ
ИНКРУСТАЦИЯ
ИНКРУСТАЦИЯ
ИНОКОПЬ
ИНКУНАБУЛА
ИНРО
ИНСИГНИИ
ИНСТАЛЛЯЦИЯ
ИНСУЛА
ИНТАЛИЯ
ИНТАРСИЯ
ИНТЕРКОЛУМНИЙ
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОТИКА
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ
ИНТЕРЬЕР
ИНФОРМАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ИНЬ-ЯН
ИОНИК
ИОНИЧЕСКАЯ БАЗА
ИОНИЧЕСКАЯ КАПИТЕЛЬ
ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР
ИПОСТАСЬ
ИРИЗАЦИЯ
ИРИМОЯ
ИРОНИЯ
ИСКУССТВО ЗЕМЛИ
ИСКУССТВОЗНАНИЕ
ИСЛИМИ
ИСОКЕФАЛИЯ
ИСТОРИЗМ
ИСТОРИЧЕСКИЕ СТИЛИ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРОД
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР
ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
ИТАЛЬЯНСКАЯ АКВАРЕЛЬ
ИТАЛЬЯНСКИЙ КАРАНДАШ
|