СТАРЖЕНЕЦКАЯ Ирина Александровна


Живописец.

Родилась 10 декабря 1943г. на ст. Арысь Узбекской ССР.
Живет и работает в Москве.

Академик РАХ (2007г.)

Член Союза художников СССР (с 1969г.)

Государственная премия Российской Федерации (2000г.)

Обучалась в Московском академическом художественном лицее (1957-1962гг.). В 1968 г. окончила Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова, училась у А.А. Грицая, Д.Д. Жилинского, С.Н. Шильникова. 


Среди известных произведений: «Пожарище» (1970г.), «Пристань» (1971г.), «Портрет В. Попкова» (1974г.), «Портрет В.Х. Думаняна» (1976г.), «Автопортрет на смерть Купряшина» (1977г.), «У окна» (1980г.), триптих «Майский день» (1982-86гг.), «Лето. Ока» (в четырех частях, 1983г.), «Скульпторы» (1984г.), «Критики» (1985г.), серия «Зимний путь» (1988г.), «Течение времени» (1989г.), «Знаки III» и «Знаки IV» (обе – 1996г.), «Памяти Рихтера» (1998г.), «Другой берег» (2000г.), «Крик», «Белая птица» (обе – 2003г.); а также иконы «День Троицы» (1990г.), «Деисус» (1991г.), «Благовещение» и «Крещение» (1993г.), храмовые росписи (храм Воскресения Христова в г. Тарусе, церковь Малого Вознесения на улице Б. Никитской в г. Москве (1989-99гг.).

Является художником театров Москвы, Саратова, Куйбышева, Хабаровска и других городов (1962-85гг.). 


Произведения представлены в крупнейших музеях России и других стран, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Центр искусств З. Церетели, Московский музей современного искусства, Государственный музей истории Москвы, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Вологодская областная картинная галерея, Волгоградский областной музей изобразительных искусств, Иркутский областной художественный музей, Калининградская художественная галерея, Курганский областной художественный музей, Калмыцкая картинная галерея, Омский областной художественный музей, Сочинский художественный музей, Томский областной художественный музей, Ярославский художественный музей, Николаевский художественный музей им. Верещагина, Запорожский областной художественный музей, Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева, Музей изобразительных искусств республики Карелия, Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств, Новосибирская картинная галерея, Государственный музей искусств Грузии (г. Тбилиси), Музей современного искусства П. Людвига (г. Кельн), Новая галерея (г. Ахен), Словацкая Национальная галерея (Братислава). Также представлены в частных коллекциях Великобритании, США, Италии, Испании, Франции, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Австрии, Германии, России и других. 


Персональные выставки: участник персональных выставок с 1988г., в том числе:
Серпуховской историко-художественный музей (г. Серпухов) (1988г.)
Центральный дом художника (г. Москва) (1989г.)
Государственная Третьяковская галерея (г. Москва) (1993г.)
Галерея «Вест Арт» (г. Осло) (1993г.)
Калининградская художественная галерея (г. Калининград) (1994г.)
«Русская галерея» (г.Таллинн) (1998г.)
Центр современного искусства «M'ARS» (г. Москва) (2003г.)
Государственная Третьяковская галерея (г. Москва), (2004г.)
Российская академия художеств (г. Москва) (2008г.)
МГВЗ «Новый манеж» (г. Москва) (2008г.)
Саратовский художественный музей им. Радищева (г. Саратов) (2009г.)
Российская академия художеств (г. Москва) (2013г.)
Российская академия художеств (г. Москва) (2018г.)


Педагогическая деятельность:
Профессор на кафедре режиссуры в Российском институте театрального искусства.

Награды ведомственные и другие:
Медаль преподобного Сергия Радонежского Русской православной церкви (2013г.)


Награды РАХ:
Золотая медаль РАХ (2004г.)


«Цвет всегда являлся для Старженецкой основой живописи. Его тайны она постигала во все периоды своего творчества. Будучи по природе человеком музыкально одаренным, она цвет воспринимает, как зримую музыку, как взаимосвязи и взаимодействия жизни, пытаясь перевести слуховые ощущения в зрительные....Это мир, постоянно меняющий свои состояния природы, внутреннее самосознание человека, которому не свойственны «прямолинейные» суждения и эмоции. Старженецкая достигла главной цели любого художника – создала свой стиль. Он явился результатом не только врожденного художнического дара, но и следствием её незаурядного интеллекта, постоянного погружения в мир музыки и литературы, размышлениями о духовных принципах искусства, о цвете и форме. Старженецкая – художник постоянно и поступательно развивающийся как в стилеобразующем, так и в содержательном смыслах. Её творениям свойственна большая зависимость от внешних впечатлений, лирическое начало удивительным образом сочетается с монументальностью композиций....Старженецкая всегда была сама по себе и стремилась только туда, куда её влекли некие голоса из «горних высей», посредниками которых были её художественный дар, высокое чувство нравственности и интуиция. Она никогда не слушалась ничьих советов и не оглядывалась по сторонам, давно стала «музейным» художником, хотя при её безудержном творческом темпераменте это звучит неправдоподобно. Её путь непредсказуем». 


Из статьи Михаила Лазарева «Запад Солнца».


Возврат к списку

версия для печати