Выставка «Сделано в Японии» в Российской академии художеств

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Дата проведения: 28.10.2003 - 07.12.2004
Место проведения: Выставочные залы РАХ (Москва, Пречистенка, 21)

28 октября 2003 года в 16.00 в Российской академии художеств открылась выставка «Сделано в Японии».
В мае 2000 года в Государственном музее искусств народов Востока состоялась персональная выставка японского «сэнсэя» (мастера). Тогда же возникла идея - создать совместный проект, темой которого была выбрана поэзия великого японского поэта 17 века Мацуо Басе. В 2002 году состоялась их первая совместная выставка «Точки соприкосновения», сначала в Москве, потом в Японии. Поездка в эту страну дала возможность Митуричу создать новый цикл акварельных пейзажей и рисунков. Не случайно его называют самым «японским» из российских художников, он неоднократно бывал в Стране Восходящего Солнца, жил и работал в ней. Несколько поколений детей восхищаются великолепными книжными иллюстрациями мастера к японским сказкам.
На выставке представлены акварели и рисунки Митурича, написанные в Японии с 1990 по 2002 годы, каллиграфии Моримото последних лет, а также совместные работы из собрания Государственного музея искусств народов Востока.
Первозданная природа Японии предстает в произведениях русского художника близкой нам, понятной и удивительно красивой: величественные горы, у подножия которых уютно раскинулись японские селения, живописные заливы и скалы, тайфуны в океане, храмы, утопающие в зелени деревьев, цветущая сакура... Лишь изредка - индустриальный пейзаж - виды города Осака. Несколькими, виртуозно исполненными линиями пера, причудливой игрой штрихов и пятен, тончайшими сочетаниями черного и белого в рисунках тушью и изысканной цветовой гаммой в акварелях художник создает мир вечной гармонии и покоя, созвучный таинственному миру японского искусства и в то же время свой, неповторимый, присущий только Маю Митуричу, признанному мастеру рисунка.
Один из ведущих каллиграфов Японии - Рюсэки Моримою стал самым известным мастером этого уникального вида искусства в России. Особое значение он придает своему эмоциональному состоянию, настроению перед созданием надписи. Художник часто пишет известные конфуцианские изречения, прославляющие милосердие, чистоту души, дружбу, благородство, а также буддийские изречения. Выраженные средствами каллиграфии, они пополнят представления зрителей об этих двух великих направлениях философской мысли. Большая часть работ связана с традиционными благопожелательными надписями. В эти иероглифы автор вкладывает всю свою энергетику, искренне желая зрителям добра и процветании. Не ограничиваясь виртуозной игрой в живописные иероглифы - картинки, он создает эмоционально-зрительные образы, которые, не будучи изображением как таковым, тем не менее, вызывают определенные ассоциации с тем или иным характером, сюжетом, ситуацией. В 2002 году Моримото был избран почетным членом Российской академии художеств.
Выставка позволяет глубже понять и раскрыть взаимосвязи не только двух художников, но и двух, казалось бы, столь разных культур.






версия для печати