1811. Выставка в Академии картин и рисунков учеников Арзамасской школы Ступина.
12 октября. Рескрипт Александра I с выражением "благоволения ко всему академическому сословию, столь отлично подвизавшемуся в совершении храма Казанской Божией Матери" (Казанского собора).

1812. Получает звание академика О. Кипренский, ученик по Академии Г. Угрюмова и Г.Ф. Дуайена, один из крупнейших русских портретистов XIX столетия, автор романтического портрета Пушкина, высоко оцененного поэтом.

Звание профессора получает исторический живописец Шебуев, академик, начавший преподавание с 1798 года, автор учебного пособия "Антропометрия или размеры тела человеческого, с произведений древних и с натуры для учащихся подражательным искусствам" (в 1831 году издан один выпуск).

1812. Назначен профессором по классу исторической живописи академик А.И. Иванов, ученик Угрюмова и Дуайена, преподававший в Академии о 1798 года. С 1821 - старший профессор. Уволен со службы в Академии в 1830 году по личному распоряжению Николая I.

1813. По объявленному ранее Академией конкурсу на памятник Минину и Пожарскому победивший проект Мартоса (в виде "большой модели") был утвержден Советом Академии и выставлен в залах для публики. Практика курирования и апробации Академией создания монументальной скульптуры была продолжена.

1817. 21 апреля. "Высочайшим указом" президентом Академии назначен А.Н. Оленин, историк, археолог, автор многих трудов по искусству и истории Академии, один из образованнейших людей своего времени, занимавший пост президента до 1843 года. При нем здание Академии, спустя восемьдесят лет после начала строительства, было достроено и реконструировано в соответствии с требованиями учебного процесса. При Оленине получила художественное оформление набережная у Академии, где у гранитной пристани установили по проекту К.А. Тона двух сфинксов, вывезенных из Египта.

1817. Принят в Академию Александр Иванов, сын и ученик профессора А.И. Иванова, ученик Егорова и Шебуева, будущий автор картины "Явление Христа народу".

1822. Назначение комиссии по исправлению первоначального проекта Исаакиевского собора, разработанного О. Монферраном, в которую вошли академик архитектор В. Стасов, выученик Академии архитектор А. Мельников и другие.


1824. Сентябрь. Первое появление на академической выставке шести картин из крестьянской жизни А.Г. Венецианова, названных в прессе "лучшими произведениями живописи по чрезвычайной простоте и особенному русскому выражению".

1828. Вице-президентом Академии назначен скульптор граф Ф.П. Толстой, ученик И. Прокофьева, с 1842 - профессор. Почетный член парижской Академии живописи и скульптуры. Автор европейски известной серии медальонов в память о событиях Отечественной войны 1812 года.

1829. 9 февраля. Академия переходит в ведение министерства Императорского двора.

1830. Вводится новый академический штат и делаются "прибавления к установлениям Академии художеств", направленные на дальнейшее превращение Академии в высшее специальное учебное заведение. Для приема назначен 14-летний возраст. Поступающий должен хорошо читать и писать по-русски и по-французски, знать математику, хорошо рисовать человеческую фигуру хотя бы с гравюр и рисунков, чертить ордера архитектуры.

21 сентября. На выставке в Академии вместе с картинами Венецианова экспонировались картины его учеников, удостоенные золотых и серебряных медалей.

1831. Академический Совет приобретает картину А. Егорова "Истязание Спасителя в темнице" как "классическую" по своим достоинствам.

1836. 15 июня. В стенах Академии состоялось торжество в честь возвращения из Италии К. Брюллова, автора романтической картины "Последний день Помпеи", появление которой получило широкий резонанс за рубежом и в России. Празднование сопровождалось речами, хором учеников, парадным обедом, а также учреждением капитала "для воспомоществования вдовам и сиротам бедных художников".

На академической выставке экспонировались статуи выпускников: "Парень, играющий в бабки" Н. Пименова и "Парень, играющий в свайку" А. Логановского, замеченные Пушкиным, сказавшим, что "наконец и скульптура на Руси явилась народною". Поэт посвятил им известные четверостишия.

Начал преподавать в Академии К. Брюллов, ученик А. Егорова и А. Иванова, профессор, член миланской и пармской Академий и Академии св. Луки в Риме.

Получил звание профессора живописец Ф.А. Бруни, академик, автор романтического полотна "Медный змий". Преподавал в 1836-1838 и 1846-1871 гг. Почетный член болонской и миланской Академии и Академии св.Луки в Риме, профессор флорентийской Академии.







версия для печати