Межинститутская дискуссия на тему «Стихия неоромантического мироощущения в новейшем искусстве».

 

Эта дискуссия состоялась 24 января 2018 года в ОТДЕЛЕ ТЕОРИИ ИСКУССТВА НИИ РАХ в рамках постоянно действующего межинститутского семинара «Теоретические проблемы художественного творчества и языка искусства». С докладом на тему «Стихия романтического мироощущения в современном искусстве. Жан-Мишель Альберола и другие» выступила кандидат искусствоведения, доцент Московского государственного художественного института им. В.И.Сурикова Т.В.Малова.

Межинститутский семинар вёл его постоянный руководитель заведующий Отделом теории искусства академик РАХ О.А.Кривцун.

В дискуссии приняли участие и выступили: директор Института теории и истории изобразительных искусств РАХ Н.В.Толстая, заместитель директора Института по науке кандидат искусствоведения К.Л.Лукичева, академик РАХ, доктор искусствоведения А.К.Якимович, советник Отделения искусствознания член-корреспондент РАХ Е.О.Романова, доктор философских наук О.Б.Дубова, заведующий кафедрой эстетики МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат философских наук Е.А.Кондратьев, доктор искусствоведения В.Г.Арсланов, ведущие научные сотрудники НИИ РАХ кандидат философских наук С.С.Ступин, кандидат философских наук О.В.Беспалов, аспирант Российского государственного гуманитарного университета М.А. Хачатрян и другие.

Горячее обсуждение доклада Т.В.Маловой было вызвано репрезентатиностью фигуры Жана Мишеля Альберолы для художественных поисков новейшего западного искусства. В ходе дискуссии и выступлений высказывались идеи и интерпретации, которые можно свести к следующим тезисам:

  • В какой степени для современного западного искусства характерна «стихия неоромантического мироощущения»? Можно ли это состояние интерпретировать как новый вектор творчества части европейских художников?
  • Не обнаруживаем ли мы сегодня разлад между словесными декларациями художников, их сложными концептуальными построениями, их кураторской самопрезентацией и собственно плотью их произведений искусства, предлагаемой ПЛАСТИКОЙ создаваемой живописи?
  • Большинство российских искусствоведов склонно полагать, что сегодня мы наблюдаем акцентированное «философствование» новой волны европейских художников, стремление взять себе в союзники ученых, активно пользоваться терминологией Жака Лакана, Розалинды Краусс, Сусанны Лангер, Ханны Арендт, Мориса Мерло-Понти и других. Не трансформируются ли при этом сами живописцы в теоретиков искусства? Мы задаем этот вопрос, ставя под сомнение в соразмерности их художественных практик, с одной стороны и – их теорий, с другой стороны.
  • Конечно, можно оценить как интересную, и может быть, даже как утверждающую, тенденцию европейских художников размышлять об удручающем «нуле форм», об исчезновении сегодня возможностей живописного пластического письма и одновременно – стараться творчески истолковать этот процесс в своих символистских и неоромантических произведениях-метафорах. То есть объективно – преодолевать его.


Работа постоянно действующего семинара «Теоретические проблемы художественного творчества и языка искусства» в ОТДЕЛЕ ТЕОРИИ ИСКУССТВА НИИ РАХ будет продолжена. Приглашаем всех наших коллег-искусствоведов Москвы к участию и выступлению на семинарах. Связаться с организаторами семинара можно по электронной почте - 'Sergej Stupin' stupin-ss@mail.ru - ученый секретарь Сергей Сергеевич Ступин.


О.А.Кривцун, академик и член Президиума Российской академии художеств






версия для печати