Выставка Виктора СОРОКИНА

 

Столетию со дня рождения замечательного живописца посвящена выставка произведений народного художника России Виктора Сорокина (1912-2001), организованная Российской академией художеств совместно с Управлением культуры и искусства Липецкой области и Липецкой областной картинной галереей. В подготовке проекта принимал активное участие Художественный музей им. В.С.Сорокина – Дом Мастера (Липецк).  
Виктору Семеновичу Сорокину - живописцу, наделенному удивительным даром колориста, - присуще глубоко личное видение мира. Родился художник в Москве; в 1945 году окончил Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова, куда в 1936 году по рекомендации  Б.В.Иогансона был принят сразу на второй курс. Находясь в 1941-43 годы в Самарканде, куда во время Великой Отечественной войны был эвакуирован институт, работал над дипломным проектом, который уже в Москве защитил на «отлично» под аплодисменты Госкомиссии во главе с П.П.Кончаловским. Среди учителей Сорокина были также И.Э.Грабарь, С.В.Герасимов, Г.М.Шегаль, А.А.Осмеркин, чье творчество явилось органичным сплавом традиций русской школы живописи и достижений европейских импрессионистов и модернистов.
С момента знакомства с работами французских мастеров, хранившимися в годы его юности в московском Государственном музее нового западного искусства, В.Сорокин постоянно находился с ними в творческом  диалоге. Художник быстро обрел собственную манеру письма, однако дорожил свободой самовыражения и не соглашался идти на компромисс с искусством официоза. Поэтому в 1948 году В.С.Сорокин покинул Москву и всю дальнейшую жизнь провел на липецкой земле. Именно там расцвел его мощный талант, прославивший этот край. Вначале живописец преподавал в художественном училище гор. Ельца, затем переехал в Липецк, почетным гражданином которого был избран за свои заслуги. В 90-е годы ХХ века имя В.С.Сорокина получило широкое общественное признание. Для многих он являлся примером творческой свободы и верности своему выбору. Сегодня специалисты считают, что творчество этого самобытного мастера повлияло на развитие отечественной живописи в целом, а его вклад в развитие российского изобразительного искусства значительно выходит за региональные границы Центрального Черноземья.
Еще в 1992 году в знак признательности сограждан выдающемуся российскому живописцу и в связи с его 80-летием в Липецке был создан прижизненный музей-мастерская художника. Музею был выделен особняк в центре города – памятник архитектуры стиля модерн, построенный архитектором Фрейманом. На первом этаже разместилась мастерская Виктора Сорокина, а второй этаж был отведен под музейную экспозицию.
В.С.Сорокин награждён орденами Трудового Красного знамени, Дружбы народов, орденом «Знак Почета». Произведения мастера хранятся в коллекциях многих отечественных музеев, а также в частных собраниях и галереях в России и за рубежом.
В юбилейной экспозиции собрано около 100 живописных полотен разных лет: портреты, пейзажи, натюрморты из фондов Дома Мастера, Липецкой областной картинной галереи и собрания семьи В.С.Сорокина.
В своих полотнах, обращаясь к различным жанрам, Сорокин передает неподдельное восхищение красотой природы, окружающего мира, находя для этого свойственные только ему живописные средства. Манера наложения красок, их объемность и интенсивность, мощный открытый мазок, свободное движение кисти наполняют холст необычайной энергией. Стиль мастера передает его темперамент, а легкость, яркая декоративность, кажущаяся спонтанность творчества связаны с постоянным открытием небывалых цветовых гармоний. Органичная слаженность композиционно-пластических построений, пастозная манера письма, создающего неподражаемые красочные фактуры, вызывают безграничное богатство ассоциаций.
Искусство Виктора Сорокина известно в нашей стране и за её пределами, но не перестаёт удивлять. По сей день оно обретает новых почитателей, раскрываясь новыми качествами и убеждая в глубине гуманистической философии художника. Творчество его, маня неразгаданными тайнами мастерства, являет пример живого развития традиций русской художественной культуры.






версия для печати