Выставка произведений Александра Чувина в Санкт-Петербурге

 

Выставочные залы Научно-исследовательского музея РАХ (Санкт-Петербург, Васильевский остров,Университетская наб,.17)


Срок проведения выставки: 11 - 26 марта 2022 г.
Место проведения: Итальянский зал Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина (Университетская наб.17)
В Санкт-Петербурге проходит выставка произведений заслуженного художника РФ, заслуженного деятеля искусств РФ, академика Российской академии художеств, профессора Александра Валентиновича Чувина.
Российская протяжённая география, история, в ней творимая, непростые условия сурового климата делают нас и наш взгляд на мир особенными. И каждый художник, в стремлении понять смысл бытия, выражает эти особенности своим уникальным способом. В разворачивающейся сегодня перед нами панораме пейзажей художника Александра Чувина небо погружает землю в снег и ночь, гонит грозой и ветром, водит на привязи дождей. А земля вздымает недра, выплёскивает горы, прокладывает русла рек. Но в видимом живописном измерении присутствует и «загадочное глубинное событие»: в ускользающих формах природы проступают контуры национального духа. Рельефная экспрессия и эмалевое свечение краски творят живописное измерение. В диапазоне этой фактурной стратегии живописно-технические приёмы передают все оттенки природных состояний. В кристаллическом хаосе веерно-линейных импульсов проступает морозная искристость зимы, порывистость туч, луговая анархия трав. Протяжённое энергичное движение кисти с графично тающей краской создаёт эффект метельного движения снега, туманных далей, перистых облаков. Множественность дробных касаний-оттисков обнаруживает ветер, шевелящий траву и листву, и солнце, бликующее на водной поверхности.
Природа в художественном мире Александра Чувина не допускает насилия над собой – нет срубленных или страдающих деревьев, пней, бурелома, валежника. Деревья – как люди, с характерами, подчёркивающими индивидуальность: величественные, чудаковатые, нежные. Они живут своей собственной жизнью – в основном коллективной и родственной, но и свободно разбредаются, просторы бескрайние позволяют. О вечно повторяющемся круговороте бытия ярче всех сообщают нам именно деревья. В храмовых пейзажах архитектурное преображается в изначально природное. Это не госохранные памятники и видовые композиции с доминированием туристических достоинств, а бесхитростная жизнь духа веры, слитого с природой. Воплощённые в живом дереве и камне, с мудрым пониманием рельефа земли, храмы созданы искренне верующими первопроходцами и последователями Христа. Очищенный от примет современности и людской суеты, помещённый в природную повседневность, Храм символизирует живую жизнь.
Людей в художественном мире Александра Чувина мало – они нарушают достойное проживание природы. Допускаются избранные – труженики и созерцатели, преданные ей, доверяющие её мудрости. Вместе с ними, а чаще вместо них, говорят и действуют их дома. Небольшие, одноэтажные, с палисадниками и пристройками, простые и милые, накрепко связанные тропинками и судьбой. Сквозной мотив творчества художника – дом уединения, мечты, воспоминания. Это целый мир светлой природы, где сберегается для человека тёплый уголок уюта, убежище от хаоса. Благополучно переживая все времена года, нетронутый непогодой и разрушением, под защитой крошечного лиственного братства во главе с елью, этот хрупкий маленький дом всегда даёт силы и вдохновение.
Стихийная пластика природы насыщенного, ликующе яркого, открытого цвета, властно поглощает буйством знойного или морозного ультрамарина, обрушивает в переливы изумрудного сияния, ошеломляет огненным золотом. Но вдруг всё меняется, и – дымно струится жемчужная пасмурность, бронзово-тлеющий полумрак охры бесстрашно прорывается в светлоту, тишина охраняет благородство зеркальной бесцветности. Шум эпического простора сменяет светлая печаль тишины и наглядно обнаруживает наше национальное качество – задумываться. О себе, о мире, о Боге…
Движущие силы творческого мира Александра Чувина – это благоговейный восторг от созерцания видимой красоты и зрелое рациональное понимание действительности. Восторг бесстрашно нарушает академические правила, творя мечту и грёзу. А мудрый профессионализм не позволяет заслонить реальный облик натуры, и всё это вместе, усиливая атмосферу пейзажного мотива, обобщает природу до Символа. Символа красоты, печали, радости, тревоги, ожидания, надежды… До Символа Бытия.
На основе статьи Серафимы Коломейцевой






версия для печати